Советские коляски

История колясок не особенно впечатляюща и насчитывает всего лишь около трех столетий.

Самая первая детская коляска была создана в 1733 году Уильямом Кентом, английским ландшафтным архитектором. Он сконструировал ее по просьбе Уильяма Кавендиша, третьего Девонширского герцога, отца шестерых детей. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягалась коза или пони.

Первые пользователи вполне оправдали затраченные на них усилия: если заказчик-отец не вырос по службе выше наместника Ирландии, то из катавшихся в коляске детишек старший, лорд Фредерик, дослужился со временем до звания фельдмаршала, а младший, лорд Джон, до министра финансов. Модель Кента пришлась по вкусу, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с легкой руки королевы Виктории, любящей матери девятерых детей, которая пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку. Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя назвать действительно удобной: она была чересчур высокая и неустойчивая, у нее не было ручек, в связи с чем, ее нужно было тянуть за собой. Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.

К 1840-м годам пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой. Отсутствие необходимости заботиться о ребенке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка.

Так коляска вошла в нашу жизнь и стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий. И даже названия моделей колясок того времени отражали их привилегированность: самыми популярными были модели «Герцогиня» и «Принцесса».

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью. Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах.

Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями.

Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски, и родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц быстро сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.

В конце XIX века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок — Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.

С окончанием Первой мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился, и стал доступен практически всем, кроме бедных слоев населения. Коляски претерпели некоторые изменения. У них появились подножки, колясочная «корзина» стала несколько глубже, а сами коляски ниже, так, что особо изобретательные малыши нередко сами выбирались из колясок и совершали путешествие до ближайшей земли.

40-е годы ХХ века были периодом политической неустойчивости в Европе, однако, несмотря на это, спрос на коляски оставался неизменным и требования к качеству продукции предъявлялись достаточно высокие. Постепенно старые производственные цеха заменялись новыми современными фабричными зданиями, производство все больше и больше автоматизировалось.

К 1950 г. изготовление колясок было значительно удешевлено, и они стали доступны любой семье, даже с небольшим достатком.

Легкие прогулочные

В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен (Owen Maclaren) внес свою лепту в историю колясок. Слушая рассказ своей дочери о ее путешествии из Америки в Англию и о том, что ей постоянно приходилось таскать за собой коляску, Макларен решил применить свои знания и изобрел легкую складную модель прогулочной коляски — stroller.

Он использовал алюминиевые конструкции, которые легко можно было привести в компактный вид. Прогулочная коляска быстро завоевала симпатии и существенно потеснила прежние модели. Maclaren основал свою компанию по производству колясок, которая сейчас производит широкую линейку самых раличных колясок: от недорогих титановых до элитных стоимостью в 3000 долларов.

А что в России?

Считается, что промышленное производство российских колясок было начато в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляска была детально изучена, и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства «детского транспорта».

Альтернативным вариантом «магазинным» коляскам были плетеные, которые могли быть как на колесиках, так и на полозьях, наподобие санок. Такие коляски «ручного изготовления» сохранялись довольно долго.

Впрочем, и плетеные коляски были отнюдь недешевы, поэтому вместо больших колясок чаще покупали прогулочные, они были дешевле, а совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.

В начале 60-х годов появляется прогулочная коляска нового типа — с высокой посадкой, на больших колесах, в которой уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись. Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой по-прежнему широко используются, но зато появляются коляски с высоким дорожным просветом.

К середине 1970-х годов коляски перестали быть редкостью и стали доступны каждой семье: многие заводы наряду с военной и промышленной техникой поставили коляски на поточное производство. Один только «Дубненский машиностроительный завод» начиная с 1953 года по 1990 год выпустил 4,5 миллиона штук. В 1989 году ежедневный выпуск детских колясок достиг тысячи штук.

В то время было два типа колясок – советские и импортные немецкие (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании «ЦЕКИВА», но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд. Наши коляски были громоздкими, тяжелыми и неудобными.

В 1975 году на ДМЗ «КАМОВ» (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, а в 1977 году эту модель удостоили высшей награды ВДНХ – золотой медали и государственного Знака качества. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам. Ему поручается проведение испытаний всех видов детских колясок, производимых пятьюдесятью двумя заводами страны.

Сейчас коляски популярны не менее, чем 50 лет назад. Современные модели гораздо более легкие и удобные в использовании и снабжены многими дополнительными усовершенствованиями, например, тент от солнца, сетка от насекомых, различные корзины под перевозку сопутствующих вещей или продуктов и даже электроприводы!

Использованы материалы статьи А.Приваловой, тематических изданий

image

НЕДЕТСКАЯ ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ

История коляски в России проходит почти такие же этапы, что и в других европейских странах. В знатных семьях в старину тоже делали для малышей повозки и тележки, в которые впрягали небольших животных. Их охотно катали старшие дети и слуги. В аристократических и богатых дворянских семьях не редкостью были и детские экипажи. Коляски выписывали из-за границы, их делали русские мастера, позднее они появились и в российских магазинах.

Правду сказать, в числе законодателей моды на детские транспортные средства Россия никогда особенно не значилась. Причиной, по-видимому, как всегда, стало известное качество российских дорог. Ведь детская коляска, в современном понимании этого слова, развивалась одновременно с транспортной системой в целом, устроением дорог, в первую очередь, в городах, а также по мере появления специально отведенных мест для гуляния с детьми — парков и скверов.

Но кое в чем русская коляска все-таки превзошла все остальные. Например, снялась в эпизоде, который вошел в десятку лучших сцен мирового кинематографа, ставшем образцом для всех будущих создателей триллеров. А в отличие от Европы, где детские транспортные средства делали на мотоциклетных или авиационных заводах, наши производили на ракетостроительном!

Детская коляска на фрагменте картины Петра Вдовичева, изображающей дворянскую детскую, 1830. Государственный Исторический Музей.

image

Коляска в виде лебедя принадлежала царской семье. Поступила в музей игрушки (Сергиев Посад) из Детского Села (Пушкин, Ленинградской области) в 1932 году. Сделана во второй половине 19 века.

Великая княжна Ольга на прогулке с няней М.И. Вишняковой. Ольга Николаевна — старший ребенок Николая II и Александры Федоровны, родилась в 1895 г. М.И.Вишнякова, няня, вырастившая всех дочерей Николая II. Окончила школу нянь при Петербургском Воспитательном доме. В мае 1897 зачислена помощницей няни при вел.кн.Ольге. После того, как ее воспитанницы выросли (точнее после скандала с Распутиным) была уволена, но ей была назначена пенсия в размере оклада, а квартира в Зимнем дворце и издержки на ее содержание оплачивались «из сумм Августейших Детей». В.кн. Ольга могла избежать трагической участи императорской семьи, приняв предложение иностранного принца. Но она считала себя русской и наотрез отказалась покидать Россию.

До Вишняковой няни были, в основном, англичанки, наверное, выбору предыдущей няни княжна Ольга и была обязана английской коляской.

Ослик Ванька катает маленького цесаревича Алексея

Цесаревич Алексей с осликом Ванькой

В.кн. Мария и цесаревич Алексей толкают игрушечную коляску, в которой сидит их двоюродный брат.

В коляске дочь княжны Ирины Александровны и Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Ирина Феликсовна Юсупова — родилась в Петрограде 21 марта 1915 года. Царскосельский парк. (ГАРФ) Княжна Ирина была дочерью великой княгини Ксении, дочери Алесандра III, сестры Николая II, то есть племянницей императора. Ее считали самой красивой невестой своего времени.

Великая княжна Ольга Александровна с супругом и новорожденным сыном Тихоном в Крыму, 1917. В.кн. Ольга (1882-1960) — дочь Алекандра III, сестра Николая II. В первом браке с принцем Петром Александровичем Герцогом Ольденбургским у вел.кн. Ольги детей не было. Вторым ее мужем стал обычный дворянин Н. А. Куликовский, после 7 лет ожидания по условию Николая II, в 1916. В Крыму она жила с матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной, сестрой Ксенией и мужем в условиях, близких к домашнему аресту. Эмигрировала с мужем и детьми в Данию, затем в Канаду, брак оказался счастливым.

Кадр из фильма В«Броненосец ПотемкинВ». Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1925. Коляска катится по ступенькам лестницы в Одессе. Один из самых знаменитых эпизодов в мировом кинематографе, который был неоднократно воспроизведен в различных фильмах (об аналогичном эпизоде в фильме Брайана де Пальма В«НеприкасаемыеВ» в статье о детских колясках после I и II Мировых войн). Сцена из В«Броненосца ПотемкинаВ» служила в качестве эталона самому великому и ужасному Хичкоку, мастеру фильмов ужасов.

Американский фотограф и путешественник Бренсон ДеКу (Branson DeCou) в 1930-годах совершил путешествие по Советскому Союзу. Из поездки он привез около 10 тысяч фотографий. Сейчас они хранятся в Калифорнийском университете, в цифровой библиотеке. Фотоархив был передан университету вдовой фотографа. Среди снимков оказалось несколько изображений с колясками, фото были сделаны в Царском Селе и Петергофе.

Фотография Бренсона ДеКу, сделанная в Петергофе. По-видимому, по своему прямому назначению использовались или будущие экспонаты музейного фонда, или остатки чьей-то былой роскоши.

Детская старинная коляска в Царском Селе, 1930-е годы. Здесь, в Царском Селе (нынешний г.Пушкин Ленинградской обл.) ныне находится один из самых известных музеев карет и экипажей.

Детская коляска в блокадном Ленинграде

Возможно так выглядела одна из первых колясок ДМЗ. Сейчас завод продолжает выпускать ракеты и на своем сайте этот этап своей истории не освещает.

Детская открытая портативная коляска — так в 70-80-х годах называли прогулочную коляску.

Парад советских колясок, 1980

Мужчина с детской коляской, 1980

Мужчины гуляют с колясками, 80-е годы

Очередь за дефицитом в Центральном детском мире.

Центральный детский мир на Лубянке, 1980-е годы. Витрина с колясками.

Чтобы достать коляску В«МальвинаВ» в 1990 году тоже нужно было приложить усилия, но она того стоила. Особенно ценилось у этой коляски горизонтальное положение для сна в сочетании с защитным капюшоном и компактным сложением. На нее спокойно можно было посадить двух малышей. Еще одного В«пассажираВ» можно было посадить В«верхомВ» на козырек.

Нина и Борис Безднины, акробаты-эксцентрики, артисты цирка. Выходят из цирка с дочерью Аленой на двухколесной коляске (надпись на фото В«Служебный входВ»). Они таки уронили раз ребенка, забыв поставить подножку. Сейчас у самой Алены 3 детей.

В результате Россия оказалась в самом выгодном положении. Ни в одной стране мира нет такого богатого предложения, как в нашей стране — в России сегодня представлены все лучшие бренды детских колясок из всех стран мира. Трудности только с выбором…

НЕДЕТСКАЯ ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИИстория коляски в России проходит почти такие же этапы, что и в других европейских странах. В знатных семьях в старину тоже делали для малышей повозки и тележки, в которые впрягали небольших животных. Их охотно катали старшие дети и слуги. В аристократических и богатых дворянских семьях не редкостью были и детские экипажи. Коляски выписывали из-за границы, их делали русские мастера, позднее они появились и в российских магазинах.

Правду сказать, в числе законодателей моды на детские транспортные средства Россия никогда особенно не значилась. Причиной, по-видимому, как всегда, стало известное качество российских дорог. Ведь детская коляска, в современном понимании этого слова, развивалась одновременно с транспортной системой в целом, устроением дорог, в первую очередь, в городах, а также по мере появления специально отведенных мест для гуляния с детьми — парков и скверов.

Но кое в чем русская коляска все-таки превзошла все остальные. Например, снялась в эпизоде, который вошел в десятку лучших сцен мирового кинематографа, ставшем образцом для всех будущих создателей триллеров. А в отличие от Европы, где детские транспортные средства делали на мотоциклетных или авиационных заводах, наши производили на ракетостроительном! Нева в Санкт-Петербурге зимой. 1844Теодор Хильдебрандт (Theodor Hildebrandt,1804 — 1874), немецкий художник, дюссельдорфская школа. В связи с отсутствием постоянных мостов через Неву зимой ее пересекали по льду. Портрет детей Олсуфьевых, 1842Тимофей Андреевич Нефф (Carl Timoleon von Neff, 1804-1876), Козьмодемъянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева Великая княжна Мария Александровна на прогулке. 1858Франц Тейхель, акварель (ГМЗ Царское Село, Пушкин Ленинградской области)Великая княжна Мария Александровна (1853 — 1920), дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны, родилась в Царском Селе. Мария вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского, второго сына английской королевы Виктории. Сестра императора Александра III. Детская коляска на фрагменте картины Петра Вдовичева, изображающей дворянскую детскую, 1830. Государственный Исторический Музей. Коляска в виде лебедя принадлежала царской семье. Поступила в музей игрушки (Сергиев Посад) из Детского Села (Пушкин, Ленинградской области) в 1932 году. Сделана во второй половине 19 века. Великая княжна Ольга на прогулке с няней М.И. Вишняковой. Ольга Николаевна — старший ребенок Николая II и Александры Федоровны, родилась в 1895 г. М.И.Вишнякова, няня, вырастившая всех дочерей Николая II. Окончила школу нянь при Петербургском Воспитательном доме. В мае 1897 зачислена помощницей няни при вел.кн.Ольге. После того, как ее воспитанницы выросли (точнее после скандала с Распутиным) была уволена, но ей была назначена пенсия в размере оклада, а квартира в Зимнем дворце и издержки на ее содержание оплачивались «из сумм Августейших Детей». В.кн. Ольга могла избежать трагической участи императорской семьи, приняв предложение иностранного принца. Но она считала себя русской и наотрез отказалась покидать Россию.

До Вишняковой няни были, в основном, англичанки, наверное, выбору предыдущей няни княжна Ольга и была обязана английской коляской.

Ослик Ванька катает маленького цесаревича Алексея Цесаревич Алексей с осликом Ванькой В.кн. Мария и цесаревич Алексей толкают игрушечную коляску, в которой сидит их двоюродный брат. В коляске дочь княжны Ирины Александровны и Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, Ирина Феликсовна Юсупова — родилась в Петрограде 21 марта 1915 года. Царскосельский парк. (ГАРФ) Княжна Ирина была дочерью великой княгини Ксении, дочери Алесандра III, сестры Николая II, то есть племянницей императора. Ее считали самой красивой невестой своего времени. Великая княжна Ольга Александровна с супругом и новорожденным сыном Тихоном в Крыму, 1917. В.кн. Ольга (1882-1960) — дочь Алекандра III, сестра Николая II. В первом браке с принцем Петром Александровичем Герцогом Ольденбургским у вел.кн. Ольги детей не было. Вторым ее мужем стал обычный дворянин Н. А. Куликовский, после 7 лет ожидания по условию Николая II, в 1916. В Крыму она жила с матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной, сестрой Ксенией и мужем в условиях, близких к домашнему аресту. Эмигрировала с мужем и детьми в Данию, затем в Канаду, брак оказался счастливым.

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин». Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1925. Коляска катится по ступенькам лестницы в Одессе. Один из самых знаменитых эпизодов в мировом кинематографе, который был неоднократно воспроизведен в различных фильмах (об аналогичном эпизоде в фильме Брайана де Пальма «Неприкасаемые» в статье о детских колясках после I и II Мировых войн). Сцена из «Броненосца Потемкина» служила в качестве эталона самому великому и ужасному Хичкоку, мастеру фильмов ужасов.

Американский фотограф и путешественник Бренсон ДеКу (Branson DeCou) в 1930-годах совершил путешествие по Советскому Союзу. Из поездки он привез около 10 тысяч фотографий. Сейчас они хранятся в Калифорнийском университете, в цифровой библиотеке. Фотоархив был передан университету вдовой фотографа. Среди снимков оказалось несколько изображений с колясками, фото были сделаны в Царском Селе и Петергофе. Фотография Бренсона ДеКу, сделанная в Петергофе. По-видимому, по своему прямому назначению использовались или будущие экспонаты музейного фонда, или остатки чьей-то былой роскоши. Детская старинная коляска в Царском Селе, 1930-е годы. Здесь, в Царском Селе (нынешний г.Пушкин Ленинградской обл.) ныне находится один из самых известных музеев карет и экипажей. ВеснаЕлена Ильинична Табакова (родилась в 1919) В парке, 1949Яблонская Татьяна Ниловна (1917 — 2005) На даче. Фрида с коляской. 1935Зевин Лев Яковлевич (1904 — погиб на фронте в 1942) Детская коляска в блокадном Ленинграде Пёстрый дог, 1947Алексей Никанорович Комаров (1879-1977)В Советском Союзе коляски начинают выпускать после войны, взяв за образец немецкий экземляр того времени. Самым известным производителем советских колясок стал Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ «КАМОВ»), расположенный в г.Дубна Московской области. Завод выпускал ракетную технику, с 1953 выпускал и детский транспорт. В 1975 г. коляски завода награждены золотой медалью ВДНХ, в 1977 — золотой медалью и государственным Знаком качества. Возможно так выглядела одна из первых колясок ДМЗ. Сейчас завод продолжает выпускать ракеты и на своем сайте этот этап своей истории не освещает. Детская открытая портативная коляска — так в 70-80-х годах называли прогулочную коляску. Парад советских колясок, 1980 Мужчина с детской коляской, 1980 Мужчины гуляют с колясками, 80-е годы

Очередь за дефицитом в Центральном детском мире. Центральный детский мир на Лубянке, 1980-е годы. Витрина с колясками.

Чтобы достать коляску «Мальвина» в 1990 году тоже нужно было приложить усилия, но она того стоила. Особенно ценилось у этой коляски горизонтальное положение для сна в сочетании с защитным капюшоном и компактным сложением. На нее спокойно можно было посадить двух малышей. Еще одного «пассажира» можно было посадить «верхом» на козырек.

Нина и Борис Безднины, акробаты-эксцентрики, артисты цирка. Выходят из цирка с дочерью Аленой на двухколесной коляске (надпись на фото «Служебный вход»). Они таки уронили раз ребенка, забыв поставить подножку. Сейчас у самой Алены 3 детей.ИсточникСм.также:Зарубежные ретро коляскиЭх наше детство….Изобретения прошлого…Тележка для супермаркета.Бытовая техника прошлого

Десткой коляской сегодня никого не удивишь, а вот во времена моего детства это прям особенный шик был. Мы наткнулись на наши старые советские коляски, когда разбирали сарай. Одна в виде люльки на больших колесах, а другая поменьше, сидячая, на спаренных роликах. Помнишь такие? Тогда отдать их было некому, вот они и пролежали без малого тридцать пять лет.

© Pixabay

Редакция «Так Просто!» предлагает погрузиться ненадолго в приятную ностальгию и вспомнить детство. А вернее наших мам, которые и с помощью коляски хотели выделиться, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, статус и красоту. Да, тогда это тоже было актуально!

Советские коляски

Давай немножко повспоминаем. Коляски с люлькой, на которой был откидывающийся тент, а внизу корзина для вещей. Уже в восьмидесятых на колясках появляются дополнительные карманы для мелких вещей и… тормоза! Они стопорят колеса, чтобы коляска, не дай бог, никуда не уехала.

В более поздних версиях в люльках появляются окна. Таким образом, малыш может рассматривать окружающий мир. Материалы для колясок использовались самые разные, в ход шел даже пластик, чтобы сделать их более легкими и мобильными. Увы, порой это делало коляски опасными: они могли перевернуться вместе с ребенком. Кроме того, подобные трансформеры частенько ломались.

Кстати, наша коляска-люлька выполнена как раз из пластика, правда, она практически не складывается. Тем не менее в одном из бортов есть дыра. Теперь уже невозможно выяснить, при каких обстоятельствах она появилась. А вот вторая коляска сохранилась очень даже ничего. Использовать ее вряд ли можно, но выглядит она вполне нормально.

Советские коляски

Кажется, эту коляску называли «коляска-трость» из-за ее интересных ручек, как будто от зонтика. Она, кстати, была действительно очень популярна, потому что легко складывалась, была очень легкой и вполне доступной. Не то что коляски из ГДР, которые нужно было «ловить». Кажется, эту коляску звали «Zekiva».

Несмотря на то, что за этими велюровыми «машинами» велась настоящая охота, недостатка в колясках, кажется, никто не испытывал. Их производили и в Дубне, на машиностроительном заводе, и в Лиепае, в Литве. Коляски были и для двойняшек, и для тройняшек. Там же делали мини-коляски для кукол.

Нам кажется, что, несмотря на довольно большое количество самых разных вариантов, мамочки всё же мечтали о коляске из Германии. Мощные рессоры, хорошие тормоза и приятный на ощупь велюр. В пластиковой коляске малышу, как нам думается, всё же менее комфортно.

Современные коляски

Вряд ли за это время что-то изменилось конструктивно. Материалы да, но по-прежнему можно заметить мамочек с колясками-люльками и коляскми-тростями. Правда, в последнее время появилась мода и на другие виды транспортировки малышей. Например, детские кресла в автомобилях и так называемые слинги, которые позволяют носить малыша какбудто в рюкзаке.

Что касается выбора, то здесь, пожалуй, самым сложным будет определиться с тем, что будет использовано чаще всего. То ли это мощная коляска-люлька с хорошей защитой и крепкой рамой, то ли трансформер три в одном, то ли обыкновенная прогулочная коляска. Интересно, в восьмидесятые годы тоже так выбирали коляски?

От редакции

Обязательно поделись своими впечатлениями по поводу колясок из советских времен. Может быть, некоторые из них до сих пор в рабочем состоянии и могут быть использованы? Старалась ли твоя мама отыскать ту самую велюровую коляску из Германии? Пиши обо всем в комментариях!

Советские коляски напоминают о временах как будто из другой жизни. Огромной страны давно нет, но вещи всё еще о ней напоминают. Читай нашу статью о том, почему гиперопека бывает опасна для детей. Спасибо, что остаешься с нами!

       Детская коляска была запатентована в США в 1889 году. Не знаю, как она выглядела в то время, но вот советская коляска 1942 года. 

 Удальцова Н.А. «На балконе». 1942 г.***

       Похоже, что такой тип колясок еще долго оставался без изменений – на картине 1954 года мы видим похожую коляску, только белого цвета.

МЕЖАНИНОВ МИХАИЛ . «Продажа мимозы». 1954 г.

***

       Вот очень смешная колясочка 1956 года. Низенькая, на крошечных красных колесиках, со странным плоским верхом. Оригинальный дизайн: стальная трубка с двух сторон огибает колясочные бока, превращаясь в ручку.

Якушевский С. Ф. «Весна». 1956 г.***       Похожая коляска – такая же маленькая, на таких же крошечных колесиках, с овальными боками. Но с откидывающимся верхом и по-другому закрепленной ручкой.

Еремина Т.А. «На бульваре». 1957 г.

       У девочки тоже есть коляска – игрушечная, в ней спит зайчик. Игрушечная коляска плетеная.

Т.Яблонская. «В парке».       Любые коляски были дорогими, плетеные особенно. Кстати, плетеные

коляски сохранились и в перестройку.***     Для многих и многих советских людей детская коляска была дорогим удовольствием. Как и красивое белье для младенцев. Н. Жуков. «Растем и хорошеем». 1953 г.       Моя крестная рассказывала мне, что на коляску для родившейся в 1958 году дочки они с мужем копили не один месяц. Пока копили, дочку носили на руках: в магазин шли – в одной руке ребенок, в другой сумка с продуктами.

***       Вместо больших колясок чаще покупали прогулочные – дешевле, а совсем грудных все так же таскали на руках. На картине 1960-х гг. справа – прогулочная коляска. Низкая, в которой можно лежать. Меня катали именно в такой.

Белых Н.А. «Весна». 1960-е гг.

       Что большая, что прогулочная – оба типа колясок в 1960-х по-прежнему сохраняют две особенности: низкую посадку и маленькие колесики. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые…

Н. Позднеев. «Осенний день». 1961 г.***

SAVINOV G. Country store. 1961

 Рубинский . «Кормят голубей».***       Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой тоже никуда не деваются.

Дунаев Борис. «Вечерний сюжет». 1963 г.

КОМОЛОВ В. «В саду». 1964 г.

       А заодно мою арт-коллекцию советских вещей пополняет и раскладушка – лидер продаж и бессменный хит советской жизни. Многие годы брезент на ней был исключительно защитного цвета. Разноцветные основы появились, если не ошибаюсь, только в середине 1970-х.        Никаких диванов-малюток и кресел-кроватей  гостей всегда ждала раскладушка. Никаких вторых комнат и тем более квартир разведенный супруг еще долго сопел на отделенной независимой территории: на раскладушке за шкафом. Никаких затрат на  кушетку для старшего сына мужской характер подростка начинал коваться прямиком с раскладушки.      Давно продавленный и провисший брезентово-алюминиевый друг с отлетевшими крючками еще пылится на наших дачах, еще несет свою нелегкую службу быта. Сколько ему осталось? Увы…***

L. Orekhov- A street in Leningrad.Волков Юрий.Зимняя прогулка. 1967Еремеев Н. «Бабушка». 1969 г.

       Хорошая коляска в СССР всегда была дефицитом, особенно в 1970-х годах, – ее надо было караулить. Надо было постоянно ездить или названивать в магазин «Детский мир» (не обязательно центральный) и при появлении товара срываться и срочно мчаться, чтобы успеть купить с боем и сварами.

Власова К. «Март. Солнечный день». 1970-е гг.

       Было два типа колясок – наши советские и импортные немецкие (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании «ЦЕКИВА», но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд.

       Наши коляски были громоздкими, тяжелыми, неудобными. В 1975 году на ДМЗ «КАМОВ» (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, получившие Знак качества и золотую медаль ВДНХ.

Родионов В. «Во дворе». 1985 г.

       Лично я коляску своему сыну покупала в 1984 году, в декабре. (Вернее, не я, а моя двоюродная сестра. Потому что покупать коляску и детские вещи до рождения ребенка считалось плохой приметой.) И помню, что никаких советских замечательных колясок в то время по-прежнему не было. Все охотились за немецкими – они были симпатичнее, намного легче, у них не отваливались колеса и у них внизу была корзинка для сумок, по которой советские женщины буквально сходили с ума, ибо советские женщины, имея на руках ребенка, еще и таскались по магазинам, в которых тоже все было дефицитом, а потому в удачный день продукты хватали пачками, килограммами и штуками. И деть все это было некуда. Так что колясочная корзинка выручала очень.

       А еще у немецких колясок были окошки! 

© Наталья Воронцова-Юрьева

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий