Самобеглая коляска, Помогите опознать данный пепелац

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Сегодня, глядя на улицы, заполненные автомобилями всевозможных моделей и разновидностей, сложно представить, что когда-то повозка, которая ездила самостоятельно, выглядела настоящим чудом.С начала времен, для перемещения грузов и перевозки людей, использовалась сила извне. Повозки приводились в движение лошадьми, вьючными животными и даже людьми. Однако изобретатели уже в Средневековье начали интересоваться, каким способом можно отойти от этой схемы. Поэтому, чертежи первых самоходных экипажей появились уже у Леонардо да Винчи. Художник Альбрехт Дюрер изобрел привод – если одно колесо повозки подводило в движении, все остальные колеса помогали конструкции не потерять траектории. Альбрехт Дюрер Дальше других в создании самоходных повозок продвинулись русские изобретатели. В 1752 году в Петербурге на суд общественности была представлена «самобеглая коляска». Она двигалась по улицам города сама по себе, без помощи лошадей и какой-либо другой силы.Любопытно, что автором этого изобретения был Леонтий Шамшуренков – крепостной крестьянин из Нижегородской губернии. Судьба его была весьма печальной – Леонтию не хватало материалов, он подвергался клевете завистников и даже сидел в тюрьме. Поэтому и чертежей его изобретения практически не сохранилось. Известно, что Шамшуренков предлагал снабдить свое изобретение первым счетчик километража. По его собственным словам, он придумал «часы, которые будут вести счет до тысячи верст». Его коляска явилась первой ступенью в списке изобретений самостоятельных средств передвижения.

Еще один русский изобретатель – Иван Петрович Кулибин, работавший придворный механиком Екатерины 2, смог продвинуться дальше. В 1784 году  он спроектировал, в 1791 году создал «самокатку» – изобретение, которое вошло в историю автомобилестроения, как прообраз первого автомобиля. Был у коляски и водитель – слуга, который стоял «на запятках» и управлял движением с помощью педалей.

Иван Петрович Кулибин Экипаж была весьма инновационным изобретением для того времени, но транспортное средство имело ряд недостатков. «Самокатке» не хватало плавности хода по булыжной мостовой, на достижение результатов в этой области Кулибин потратил немало времени. Он придумал маховик и подшипники. К тому же на подъемах для движения требовалось вдвое больше силы, которую слуга обеспечить не мог, поэтому «самокатка» двигалась в гору очень медленно. По ровной дороге конструкция развивала скорость до 10 км/ч, что для того времени было достаточно немало.Изобретатели первых самоходных транспортных средств внесли немалую лепту в историю создания автомобилей. Их детали – переключение передач, счетчик расстояния, подшипники и маховик – используются и при изготовлении современных автомобилей. Аномальные зоны(281) Аномальная зона — локальная область на планете, где достаточно долгое время с той или иной регулярностью наблюдаются аномальные явления, не объяснимые официальной наукой или не признаваемые ею Глазами очевидца(6) Глазами очевидца или Мурашки по коже. Заходите, если не страшно Города-призраки(40) Вы узнаете тайны самых известных заброшенных городов Европы, Азии и Америки, познакомитесь с мистическими местами мегаполисов, с загадками столичных метро и гигантских катакомб. Жизнь после смерти(141) Что представляет собой «свет в конце туннеля»? Путь к смерти — дорога в небытие или возможность последующего возрождения? И существует ли вообще жизнь после смерти? Загадки истории(1152) В разделе собраны статьи, посвященные интересным событиям в истории человечества: проклятие фараонов, гибель Гагарина, кровь святого Януария, подвиг Гастелло, феномен маугли, и многое другое… Загадки катастроф(362) О катастрофах в далёком прошлом и будущем, в космосе и на земле, теории, гипотезы, мифы Загадки религии(403) В разделе загадочные явления различных религий и их обяснения с научной и религиозных позиций Загадочные и удивительные животные(29) Мы очень мало знаем об обитателях нашей планеты. Но, может, это и к лучшему. Ведь вот как получается: стоит только ученым открыть какой-нибудь новый вид живности или растений, как он тут же подвергает Иные миры(165) Иные миры, Зазеркалье. Все это манит и притягивает Конец света(84) Распространённый фразеологизм, означающий реальную либо воображаемую угрозу прекращения существования всех людей, цивилизаций, всего человечества, Земли, или даже Вселенной целиком. Криптозоология(62) Криптозоология — область исследований, посвящённая целенаправленному поиску животных, существование которых не доказано, либо считается невозможным в данной местности Люди и судьбы(414) Существует мнение, что судьба — это псевдоним Бога. Что Она нам расскажет Магия и мистика(499) В разделе собраны статьи, которые посвящены Магии и Мистике. Здесь все, что не входит в пределы нашего сознания! Мифы и реальность(1014) Где миф, а где реальность? Давайте попытаемся разобраться вместе Наука и космос(538) В разделе Вы найдете все о новейших (и не только) открытиях в сфере науки и космоса Невыдуманные истории(4) Невыдуманные истории по письмам наших читателей Необычные существа(307) Ангелы и демоны, эльфы и феи, огнедышащие драконы и мистические змеи… Всего не перечислить… Оракул(117) Предсказания, пророчества о нашем будущем. Что Вы хотите для себя открыть? От первого лица(61) Эксклюзивные интервью и репортажи с известными людьми Пираты и сокровища(68) Охотников за богатствами, спрятанными от людских глаз, год от года становится все больше. Правда, справедливости ради надо заметить, что количество обнаруженных кладов при этом не увеличивается… Теория заговора(317) Сторонники теории заговора утверждают: практически каждое мало-мальски значимое событие в мире создает и направляет уверенная рука. Третий рейх(115) Гитлеровская Германия стала в ХХ веке воплощением зла. Мы не можем с уверенностью сказать, что мы знаем о этом государстве всё. Военные секреты, мистические тайны, интриги, предательство и шпионаж. Уфология(364) В исторических хрониках накопилось очень много сведений о загадочных объектах, которые с древнейших времен появлялись в нашем небе. Уфология поможет нам в этом разобраться Цивилизации Х(766) Атлантида, Гиперборея, Ацтеки, Майя… Что же с ними случилось? Новое в разделе:Интересно  что  слово «автомобиль» является греко-латинской  калькой со слова «самодвижущийся» (карета). При том что по латыни  автомобиль -«autocinetium»Точно не известно когда и кем было введено именно это слово. Но в русском, немецком, французском и английском оно появилось практически одновременно. При чём именно в русском  оно употребляется в полном варианте. В то время как в немецком часто сокращается до «auto».В английском и вовсе чаще используется огрызок от слова carriage (карета, повозка)Это потому то у англичан оно называлось тоже «self-running» carriage. Само-бегущая карета.И хотя проэкты «автомобиля» были ещё в чертежах Леонардо да Винчи.Всем известно, что первой каретой, которую назвали «самодвижущейся», и которая реально двигалась, однако было изобретение русского крестьянина (кузнеца) Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова.  Вятской губернии.Однако  известен он не только этим.Один из таких проектов доставил ему известность даже и за пределами Яранска. Это был проект «снаряда» (приспособления) для поднятия знаменитого московского Царь-колокола на колокольню. Дьяк яранского воеводы записал со слов Шамшуренкова заявление изобретателя о его «снаряде», и оно было отослано в Петербург в Военную коллегию для изучения. Коллегия признала «оный снаряд к назначению пригодным» и вызвала изобретателя в Москву.Однко известно что в 1737 году Москву постигло бедствие. Разразился огромный пожар. Деревяные подмостки сгорели и от колокола отломился кусок. После чего работы по его монтажу быле прекращены Шамшуренков возвратился в Яранск.Где и начал изобретать «самобеглую коляску»Однако ему мешает яранскиий воевода. Вставляет «палки в колёса». После того как он надумывает жаловаться, его сажают в тюрьму.  По какому-то надуманному обвинению.Там же  нашлись «добрые» люди.Однако всё Дело было прекращено ввиду того, что племянник Шамшуренкова «учинил то от неисправного писания крестьянской своей простотой, а умыслу никакого к тому не было».Наконец В феврале 1752 года, после длительной переписки Моаковской конторы Правительствующего сената с Петербургом, пришёл наконец указ о присылке крестьянина Шамшуренкова в Правительствующий сенат, «показанную куриозную коляску делать».К ноябрю коляска была готова и опробована. Действовала она «под закрытием, двумя человеками». Мускульной силой рук и ног они приводили в действие сложный механизм, который через зубчатые передачи вращал заднюю пару колёс. Передняя ось служила для управления коляскойЕстественно на том всё дело и заглохло. Изобретатель получил 50 рублей вознаграждения. (примерно 5 тысяч долларов)То есть с одной стороны мы видим картину завистников. жалких людишек местячковых , которые кляпяли доносы на человека.. А с другой стороны мы видим что какой-то крестьянин, да ещё и осуждённый оказывался государством поощряем за своё изобретение.  Потом эксперменты по чертежам Шамшуренкова продолжил в 1791 г. Иван Петрович Кулибин, купеческого сословия. Он уже придумает тормоза, маховик, подшибники.Наконец уже только через 100 лет в 1894 году немец Карл Бенц приделает двигатель внутреннего сгорания и  это уже назовут «автомобилем».В России он появится примерно в тоже самое время. Первый автомобиль с ДВС привезёт в Россию из Франции поляк В. Навроцкий — редактор одесской газеты. И соответственно впервые он появится в Одессе. В 1891 году.То есть ещё даже до того как Карл Бенц окончательно усовершенствует своё изделие.Первый же русский автомобиль будет Создан петербуржцами — Яковлевым (русский изобретатель ДВС) и русским дворянином немецкого происхождения Фрезе. Уже в 1896 году будет демонстрироваться на нижегородской выставке.

В 1740-м году в нижегородской тюрьме томился крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков. Он сидел там уже три года. Поскольку сам он был безграмотен, его сокамерник Родионов написал от его имени письмо в нижегородскую губернскую канцелярию с заявлением об изобретении Шамшуренковым самобеглой коляски. В заявлении утверждалось, что коляску он «сделать может подлинно, так что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней празных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние, и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место. А та коляска может сделана быть, конечно, через три месяца со всем совершенством, и для апробации на сделание первой такой коляски потребно ему казны денег не более тридцати рублев, понеже своим коштом, за неимуществом его, сделать ему нечем, которую апробацию может он сделать и здесь, в Нижнем Новгороде, только б определено было помогать ему слесарным и кузнечным и прочих художеств мастерам, которые будут делать по данным от него моделям и за присмотром его стальные и железные инструменты и всякие надлежащие материалы… Тому искусству нигде он, Леонтий, не учивался, но может то сделать своею догадкою, чему он и пробу в доме своем, таясь от других, делывал, токмо оная, за неимением к тому достойных железных инструментов, в сущем совершенстве быть не могла, а ход небольшой был же».После этого в тюрьме Шамшуренков просидел ещё 11 (!) лет.imageО жизни его известно немного. Первым его изобретением было устройство, которое должно было поднять Царь-колокол на колокольню Ивана Великого. Механизмы для поднятия колокола были сооружены и его даже удалось извлечь из ямы, в которой он до этого лежал 14 лет, поднять на подмостки и подвесить, но случился пожар, от колокола откололся кусок, и насущность проведения дальнейших работ отпала сама собой.За что он попал в тюрьму? За жалобу, отправленную в Петербург на яранского воеводу и на яранского купца Ивана Корягина, о расхищении ими спирта с винокуренного завода, который они после сплавляли в запретных питейных заведениях.В 1752 году на его прошение об изготовлении самобеглой коляски наконец обратили внимание в Сенате. Шамшуренкова освободили и вызвали в Петербург. Ему дали помощников, материалы, отвели квартиру для жилья и выдавали по 10 копеек в день на пропитание. К ноябрю того же года самобеглая коляска была готова и испытана. Представьте себе изумление прохожих, когда они увидели, бесшумно едущую без лошадей коляску, которая обгоняла кареты.Деньги Шамшуренкову на пропитание выдавать перестали, но и из Петербурга запретили отлучаться. И два месяца он попросту нищенствовал. Затем пришло ему разрешение вернуться на родину, куда он и отправился — пешком, за неимением средств.И после возвращения из Петербурга изобретатель продолжал думать о том, как можно усовершенствовать самобеглую коляску. Он послал в Сенат предложение «для апробации сделать сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом с нуждою». Также у него возникла идея сделать счётчик вёрст с колокольчиком, звенящим через каждую пройденную версту. Счётчик был рассчитан на много тысяч вёрст. И таким образом, Шамшуренков изобрёл спидометр за полтора столетия до появления первого автомобиля.Среди его проектов были и такие: подвести Волгу к Москве, а под Москвой провести колёсную подземную дорогу. Ничего не напоминает?

Информация взята из Википедии, а также с сайтов «Изобретения и изобретатели России» и «История автомобилестроения».

А на загадку «Устройство крепостного» правильно ответили читатели: Эманон Идобон, Николай Муравский, Наталья Ивановна НИК, Алхимик на Лире, Мария Шишкина — во ВКонтакте и частично Ирина Камаева в Фэйсбуке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий