«Мы такие же, как вы»: 4 мифа о людях на инвалидных колясках, в которые не надо верить

«Инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие»

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью.

Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах. Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития.

Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют.

У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве. Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами».

Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть.

В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще?

К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите.

Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом.

И что с этим делать?

Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов:

1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки.

2. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают.

А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами.

«Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах. Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин. Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени.

«Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями». В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты.

Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно. Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети».

А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке».

Почему нужно именно так, а не иначе?

Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью. Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны.

Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов

10 основных правил этикета от людей с инвалидностью

Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом.

1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

3. При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь.

4. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую.

6. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью. Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо.

7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно.

8. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом…». Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

9. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности.

Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните:

1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий.

2. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

3. Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение.

4. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей. И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост».

Фото: Татьяна Уфимцева

«Уровень развития общества можно определить по отношению к инвалидам» Т. Рузвельт

3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Как живут инвалиды в России и в Европе? Как сделать среду обитания маломобильных граждан комфортной и доступной, в материале ОКНА МЕДИА.

Международный день инвалидов – о чем стоит помнить

Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день по всему миру проводятся культурные, спортивные и прочие мероприятия, привлекающие внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Доля инвалидов в мировом населении

В мире наблюдается устойчивая тенденция роста численности инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние 40 лет она выросла на 5%, достигнув 15%.

Доля инвалидов от населения Земли

1970-е годы и настоящее время, %Источник: ВОЗ

В настоящее время численность инвалидов в мире превысила 1 миллиард человек.

Основную долю инвалидов составляют люди пожилого возраста. Это связано со старением населения в мире.

В среднем возрасте, помимо врожденных нарушений здоровья, растет доля приобретенных тяжелых недугов. Ставя во главу угла заработок и решение различных проблем, активная часть населения все меньше уделяет внимание своему здоровью, что приводит к серьезным последствиям.

Особое опасение вызывает рост детской инвалидности. По данным ВОЗ численность детей-инвалидов превысила 100 миллионов человек.

Как живут инвалиды в Европе

В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество. Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами. 

Программы социальной защиты включают:

  • Обеспечение занятости маломобильных людей – как требование к бизнесу на законодательном уровне;
  • Доступную и безбарьерную среду: все культурные учреждения и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочее;
  • Работу с инвалидами проводят специально подготовленные люди. Это не дает людям с ограниченными возможностями замыкаться в себе, изолируя страхи насмешек и косых взглядов. Для людей с тяжелой формой инвалидности такие работники предоставляются бесплатно;
  • Создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению и прочее.

Фото: общение людей с ограниченными возможностями друг с другом в комфортной внешней среде помогает наполнять жизнь яркими радостными краскамиПросветительская работа о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, ведется во всех учебных заведениях. Толерантность к людям с ограниченными возможностями подразумевает уважение и сострадание, но ни в коем случае ни жалость, признание его как личности, обладающей всеми правами здорового человека.

В 2001 году проводился социальный опрос среди жителей Европе о том, как они чувствуют себя в присутствии инвалидов. Опрос дал следующие результаты.

Как чувствуют себя граждане в присутствии инвалидов

Социальный опрос, 2001 год, %Источник: данные соцопроса

Доля людей, не видящих в этом проблемы растет.

Хорошим примером может послужить опыт Германии. В стране считается, что разностороннее обучение людей с ограниченными возможностями и обеспечение их работой, главная задача для комфортного психологического состояния этой группы людей. Индивидуальный подход позволяет определить наиболее подходящую деятельность. Только после этого начинается процесс обучения. Разработана и реализуется мотивация работодателей по приему на работу инвалидов. Они получают дотации от государства.

Как живут инвалиды в России

В последнее время в России стало больше внимание уделяться проблемам людей с ограниченными возможностями. Новое жилье строится с обязательными стандартами по безбарьерной среде. Власти пытаются оборудовать все объекты инфраструктуры пандусами для прохода маломобильных граждан. Однако стоит признать, что этих действий, отнюдь, недостаточно.

В Европе можно увидеть на улицах большое количество людей в инвалидных колясках. Люди с ограниченными возможностями, обеспеченные современными самоходными средствами, и благодаря безбарьерной среде, могут свободно перемещаться и посещать общественные заведения, полноценно общаться в обществе.Фото: российские инвалиды в силу отсутствия необходимой инфраструктуры и неблагоприятной психологической обстановке проводят свою жизнь, практически, в одиночном домашнем заточенииВ России большинство людей находятся в домашнем «заточении», оставаясь один на один со своими проблемами. Простой выход на улицу, не говоря уже о походе в магазин, чаще всего сопряжен со множеством непреодолимых трудностей и преград.

Фото: с таким пандусом маломобильному человеку невозможно самостоятельно выйти на улицу и вернуться домой

По данным 2019 года в России проживает около 12 миллионов инвалидов.

Количество инвалидов по различным категориям

Россия, 2012-2019, млн чел.Источник: РосстатСреди регионов России по количеству инвалидов первое место занимает Москва: на 1 января 2019 года – около 1 миллиона 700 тысяч человек.

Помимо общего количества инвалидов, важным показателем является их численность на 1 тысячу населения страны и процент от общего количества населения.

Доля инвалидов в общей численности населения в России, по данным Росстата, на начало 2019 года составляла 8,1%. В 2017 году с показателем 9,3% Россия занимала 10 место среди стран Европы.

Доля инвалидов в населении стран Европы

ТОП-10, Европа, 2017, %Источник: О.К.Н.А. Маркетинг и ОКНА МЕДИАСамая низкая доля инвалидов среди развитых стран связана с сокрытием людьми своих недугов, которая может доставлять еще больше проблем с трудоустройством, нежелание получать такой статус из-за унизительной процедуры ежегодных медицинских освидетельствований.

Несмотря на снижение общей доли инвалидов в России, растет доля детей-инвалидов. На начало 2019 года она составляла 5,6% от общего количества инвалидов. Основной причиной инвалидности у детей являются психические расстройства.

На начало 2019 года численность детей-инвалидов в России составляет около 700 тысяч при ежегодном росте на 18 тысяч человек.

Окна для доступной и безбарьеной среды инвалидов

Многие достижения людей с ограниченными возможностями доказывают, что они, во многом, не уступают обычным людям. Благодаря воле, терпению и целеустремленности, нередко превосходят здоровых людей. Вспомним победы российских параолимпийцев!

Маломобильному человеку трудно не только выбраться на улицу и интегрироваться во внешней среде. Даже внутри жилья существует масса проблем, например, без посторонней помощи пользоваться окнами для проветривания помещения. Оконная отрасль не стоит в стороне от этой проблемы. Ведущие мировые производители предлагают эффективные решения в этой сфере.

Немецкая компания Winknhaus – мировой производитель фурнитуры для окон и дверей, создал решения для удобного и комфортного открывания/закрывания окон для маломобильных граждан.

Окна с фурнитурой activPilot Comfort Ergo отличаются от стандартных:

  • Расположением ручки внизу окна. Это позволяет открывать и закрывать окно из инвалидного кресла;
  • Удлиненной ручкой –позволяет легко и без усилий менять режимы работы окна одной рукой.

Фото: окном с фурнитурой activPilot Comfort Ergo управляет пожилой человек, сидя в кресле Все эти технические решения дают возможность человеку, находящемуся в инвалидном кресле, самостоятельно пользоваться окном.

Окна с автоматическим открыванием activPilot Comfort PADM

Ручное открывание окон уходит в прошлое. На смену приходит автоматическое дистанционное управление с помощью:

  • Выключателя;
  • Пульта дистанционного управления.

Окно с автоматическим открыванием activPilot Comfort PADM позволяет дистанционно совершать следующие операции:

  • Проветривать помещение с помощью более щадящего – параллельного смещения на 6 мм по всему периметру окна, обеспечивая равномерное проветривание без сквозняка. Данный режим является альтернативой клапану проветривания;
  • Устанавливать временной режим проветривания (на 10-и минутные циклы или одноразовое проветривание в заданный промежуток времени: 10, 20, 30 минут)
  • Закрывать створку, если стало холодно или пошел дождь;

Фото: дистанционное управление с фурнитурой activPilot Comfort PADM позволяет проветривать окно, не подходя к немуУправление окном простое и интуитивное. Оно может производиться даже инвалидом, находящимся в кровати.

Люди с ограниченными возможностями – полноценные члены общества

Слово инвалид на латыни означает: «бессильный», «бездейственный». В современном обществе формируются новая терминология. Несмотря на то, что слово «инвалид» осталось как официальный термин, в разговорной речи все больше используется: «человек с ограниченными возможностями» или «маломобильный гражданин». Необходимо сделать все, чтобы этих ограничений стало как можно меньше.

Портал ОКНА МЕДИА и отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг поздравляют с Международным днем инвалидов и желают всем здоровья и взаимного уважения!

ActivPilot Comfort PADM – автоматическое проветривание окон

15 июля 2018, 12:03

Рассказываем о работе студии инклюзивного танца «Тандем»

Наталья Бугаевская (в зелёном платье). Фото Натальи Малыхиной

  • Ольга Алфёрова
  • Статья

«Я не попадала в аварию, ничем не болела. Просто однажды утром проснулась и не смогла встать с кровати: меня парализовало до груди. Полтора года была в тяжелейшей депрессии, пока не пришла в танцевальную студию. Здесь ко мне постепенно вернулось желание жить».

Шаг 1. Мотивация

Наталья Бугаевская рассказывает свою историю, пока волонтёр Марина заплетает ей сложную косу.

«В больнице мне толком ничего не сказали – то ли насекомое укусило, то ли неизвестная инфекция повредила спинной мозг. Ребёнку 4 месяца, мы молодая семья…»

Девушка занималась эстрадными танцами 13 лет, пока не начала работать, и не думала, что вернётся к своему увлечению. 2,5 года назад в реабилитационном центре Наталья познакомилась с Константином, который стал её другом. Он пригласил её в студию инклюзивного танца. Муж целый год ездил с Натальей на занятия, наблюдал за тренировками.

«Думаю, он гордится мной, хотя прямо не говорит. Зато друзья семьи рассказывают об этом».

В прошлом году Наталья стала королевой на инклюзивном балу.

«Это оказалось очень важно для меня как для женщины. Потихоньку стала возвращаться самооценка, завязались новые интересные знакомства, и так я пришла в себя, появились цели в жизни. Сейчас наша дочка ходит в садик, а я заочно получаю высшее образование и планирую работать».

Шаг 2. Наставник

Тренировки проходят дважды в неделю в белгородском Центре реабилитации инвалидов. Здесь сложилась эдакая творческая тусовка: люди приезжают задолго до занятий, чтобы просто пообщаться между собой.

Занятия основательные – больше двух часов: разминка, разучивание движений, отработка танцевальных номеров. Танцоры в удобной спортивной одежде выстраиваются в шахматном порядке и начинают разминку. Звучит классический вальс «Мой ласковый нежный зверь», из соседнего зала его задиристо перебивает «Музыка нас связала».

«Переходим в третью позицию», – командует наставник группы Екатерина Собкалова.

Все скругляют руки в мягкий овал над головой. Екатерина проходит по рядам, разглаживая острые углы локтей, резкие изломы запястий.

«Убираем вот это движение: «ура, родители уехали на неделю», а делаем его плавным, аккуратным. Теперь двигаемся к станку».

Екатерина сама есть мягкая плавная линия – женственная, текучая, без острых углов. Три года назад она начала вести танцевальные занятия с интегрированной группой, где занимаются люди с различными проблемами здоровья, ментальными и физическими. Чуть позже появилась группа танцев на колясках. В обеих группах вместе около 20 человек от 12 до 35 лет.

«Я окончила кафедру хореографии в Харькове, а затем поступила на кафедру соцработы в БелГУ, – рассказывает девушка. – Я всегда знала, что буду заниматься хореографией, но про инклюзивную даже не думала. Пригласили попробовать – и меня затянуло. Первое время изучала методики работы в интернете. Потом два месяца училась на московских курсах. Это было напряжённое время: всю неделю я работала, в четверг ехала в Москву, в пятницу занималась, чтобы уже в субботу приехать домой».

Шаг 3. Тренировки

Майя – одна из первых танцовщиц студии. У неё ДЦП, она едва двигалась и с трудом толкала коляску, не слышала ритма, плохо ориентировалась на площадке. Занятия танцами ощутимо повлияли на её здоровье: Майя наработала нужную технику, развила пластику тела, несколько раз выступала на сцене.

«Танцы придают мне сил, – говорит Майя, – у меня появилась энергия на множество других дел: я занимаюсь в театральной студии, читаю стихи, а дома вышиваю бисером».

У неё роскошные каштановые волосы. После полугодового перерыва в тренировках ей требуется больше усилий, чтобы нагнать остальную группу, и девушка очень старается делать упражнения в счёт.

В танцах на колясках много особенных требований к танцовщикам. Особенное внимание уделяется артистизму и выразительности рук. Коляска должна поворачиваться и останавливаться под определённым углом, для чего разработана специальная техника. Танцевальные коляски отличаются колёсами, наклонёнными под углом, тремя дополнительными маленькими колёсиками и низкой мягкой спинкой.

«Все люди с разной базой и разными данными. Кто‑то вообще не воспринимает ритм, у кого‑то парализована одна сторона. Самое главное здесь – разглядеть сильные и слабые стороны каждого танцора и работать с ними так, чтобы подчеркнуть первое и изящно укрыть второе, – объясняет Екатерина. – Сейчас мы работает над эстрадным танцем, где по сюжету девочка попадает в первобытное племя, которое решает, что с ней делать. Это очень интересный характерный танец с яркими персонажами».

Шаг 4. Волонтёры

Марина Миженина – социальный педагог-куратор в центре подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья», учится в магистратуре БелГУ и помогает как волонтёр в танцевальной студии.

«После школы у всех были гигантские амбициозные планы – куда‑то уехать, чего‑то достичь, мечтали о шикарном будущем. Я планировала военную карьеру. В итоге поступила на факультет социальной работы, потому что там было бюджетное место, и первое время мне не нравилось до слёз. А через несколько месяцев поняла – вот оно, моё шикарное будущее. Обожаю свою работу!

Я посещала школу волонтёров, где впервые увидела коллектив «Тандем» и моментально влюбилась. Моим первым партнёром стала Юля – она открыла мне этот мир. Это удивительно: ты думаешь, что пришёл помочь, а на самом деле помогают тебе: ты прикасаешься к чему‑то прекрасному и после тренировки чувствуешь себя абсолютно счастливым».

Роме 17 лет, он танцует в паре с 13-летней Машей. Кажется, ему искренне нравится танцевать, хотя он старательно пытается это скрыть: халтурит на разминке, дурачится, спорит, закатывает глаза – но продолжает приходить.

После пары месяцев тренировок Рома с Машей исполнили румбу, вальс, полонез и стали королём и королевой бала этого года.

«Я прихожу, чтобы пары прогуливать, – небрежно бросает студент, но через несколько минут выдаёт искреннее. – Ну да, меня спрашивают, почему я вот с такими ребятами танцую. А в смысле, с «такими»? Зачем строить какие‑то условности у себя в голове, если в реальности их нет? Любой человек имеет право жить, любить, двигаться, танцевать. Я люблю танцевать, поэтому я здесь».

Шаг 5. Бал

Второй инклюзивный бал проходит в Центре молодёжных инициатив. В зале душно от лета и волнения. Бал – это не красное словцо, всё по‑настоящему: вечерние платья, сложные причёски, белые рубашки и классическая музыка.

Ребята волнуются, переглядываются и подбадривают друг друга.

«Какое красивое платье!.. Очень хорошо говорил на презентации пары!.. Ты танцевала лучше, чем на репетиции…»

Всё начинается с важного, деловитого полонеза. Юноши сопровождают своих дам, девушки несут себя торжественно и явно наслаждаясь собой и происходящим. В игривый, растрёпанный галоп, похожий на русский народный ручеёк, ввязывается половина зала.

Как же будет выглядеть классический вальс, румба или танго на колясках? Здесь важная роль лежит на партнёре: он вращает коляску, держа танцовщицу за руки, следит за траекторией и тем, чтобы не столкнуться с другими парами.

Задача танцора на коляске – вовремя и чётко остановить её, контролировать траекторию и вложить максимум выражения в пластику рук и корпус тела.

Всё вместе выглядит очень естественно и вдохновляюще.

«Для меня инклюзивная хореография – не что‑то особенное, – утверждает Екатерина. – Это просто самостоятельное танцевальное направление, в котором сложилось своё сообщество, проводятся конкурсы и фестивали. Я считаю, что наши танцовщики уже готовы к крупным международным фестивалям и морально, и по уровню подготовки».

Наталья Бугаевская.Фото Натальи Малыхиной

Шаг 6. Воля

После бала – вечеринка на природе с шашлыками, короткие выходные и снова за работу – ещё больше, ещё тщательнее. Екатерина планирует участие в конкурсах уже в этом году и рассчитывает на успех.

Музыка переключается на румбу. На паркет выходят Рома и Маша – этот танец принёс им звание короля и королевы бала. Наталья тоже знает его, но на сегодняшнюю репетицию её партнёр не пришёл. Чувствуется, как не хочется ей танцевать этот танец в одиночестве – в вызывающе темпераментном ритме, под щёлкающей камерой.

Но девушка делает невидимое нам усилие, перемещается к центру зала, взмахивает изящно сложенными кистями и в танце подпевает песне, улыбаясь своему отражению в огромных зеркалах. Никто не знает, чего ей стоила эта величественная осанка, эти томно полуприкрытые в танце глаза и мягкие движения кистей. Но мы все знаем, про что этот танец.

«То, что ты строишь годами, может быть разрушено за одну ночь. Всё равно строй».

Читайте также Социализация и профориентация. Как в Губкине работают с особенными детьми 18.11.2016

Эксперты рассказали, какие меры нужно принимать, чтобы люди с ограниченными возможностями могли получать от государства наиболее подходящие для них средства передвижения

1. На что можно рассчитывать?

В нашей стране люди с инвалидностью имеют право бесплатно получать необходимые им технические средства реабилитации (ТСР), к числу которых относятся в том числе кресла-коляски. Обеспечением инвалидов такими средствами передвижения занимается Фонд социального страхования (ФСС РФ), который получает из государственного бюджета определенный объем денег и закупает коляски исходя из выделенных финансов. В некоторых регионах эту задачу выполняют органы социальной защиты населения (см. далее).

2. Куда обращаться?

Первым делом человеку нужно обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства. Здесь устанавливают группу инвалидности и разрабатывают Индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). В ней указываются рекомендации медицинских специалистов, включая необходимость кресла-коляски с определенными характеристиками.

3. По каким критериям подбирается инвалидная коляска?

— Важно понимать, что коляска — это индивидуальное средство передвижения, которое позволяет человеку с инвалидностью чувствовать себя свободным и независимым как дома, так и при передвижении по городу, — поясняет председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной Думы РФ Михаил Терентьев. — Коляска должна быть подобрана, во-первых, четко по параметрам человека. Их довольно много. Безусловно, важны антропологические данные получателя (рост, вес). Ведь если человеку дать слишком большую коляску, ему будет некомфортно и просто неудобно передвигаться. Если дать слишком маленькую, он не сможет нормально сесть, будет натирать себе спину, а это потребует дополнительного медицинского ухода.

В то же время очень важно учитывать возможности конкретного человека пользоваться креслом-коляской, добавляет эксперт. Инвалиды бывают разные, у кого-то хорошо двигаются руки, но есть и такие, кто не может свободно или вообще как-либо двигать руками, кому нужно особое положение на коляске — например, чтобы откидывалась спинка. Особенности есть при подборе колясок для детей-инвалидов, которые быстро растут, у них часто изменяются параметры. «Словом, под каждого человека необходимо подбирать коляску очень индивидуально, чтобы полноценно было выполнено предназначение, цель этого важного технического средства реабилитации — обеспечивать независимость, возможность самостоятельно передвигаться, преодолевая те барьеры, которые встречаются», — подчеркивает Михаил Терентьев.

4. Где получить льготное средство передвижения?

Имея на руках Индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), нужно обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства. В нескольких регионах Россииуполномоченными органами сейчас являются органы соцзащиты населения — в любом случае адрес для обращения можно уточнить в бюро медико-социальной экспертизы.

Сотрудники регионального ФСС (либо органа соцзащиты) ставят инвалида на учет, проводят необходимые формальные процедуры и выдают направление в организацию, которая бесплатно предоставляет кресло-коляску в соответствии с условиями Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

5. Что делать после выдачи нового изделия?

— Для людей с разными двигательными нарушениями, другими проблемами со здоровьем требуются различные методы использования кресел-колясок, — обращает внимание научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) по делам инвалидов Александр Лысенко. — К сожалению, существует много ложных стереотипов, которые быстро распространяются и могут негативно повлиять на пользователей кресел-колясок, особенно новичков. Поэтому должно соблюдаться важное правило: человека, который использует кресло-коляску, необходимо профессионально обучить и привить навыки правильной эксплуатации. В Москве, например, существует ресурсный центр для инвалидов, где такую консультацию можно получить абсолютно бесплатно.

6. Какие трудности возникают на практике?

— Сегодня для подбора кресла-коляски учреждения медико-социальной экспертизы используют нормативные и методические документы, в которых представлена лишь небольшая часть необходимых критериев — в основном они опираются на результаты антропометрии (то есть измерение роста, веса и т. п. -Ред.), — отмечает эксперт ОНФ Александр Лысенко. — Это приводит к тому, что людям с инвалидностью за счет государства предоставляются коляски с очень усредненными параметрами.

Если такое средство передвижения не соответствует в полной мере потребностям человека, то не позволяет ему полноценно раскрыть свой реабилитационный потенциал, добиться максимально возможных показателей преодоления инвалидности, а если говорить простым языком — достичь жизненных целей, стать более активным, независимым и успешным, подчеркивает эксперт.

7. Как решать проблемы?

Эксперты предлагают расширить возможности для людей с инвалидностью и ввести систему специальных сертификатов, позволяющих инвалидам самостоятельно подбирать себе коляски тех или иных поставщиков. «Конечно, при этом должны сохраниться принцип назначения коляски специалистами МСЭ, принцип сопровождения и консультирования инвалидов специалистами при подборе кресла-коляски, а также ряд других условий», — поясняет Александр Лысенко. Предъявив сертификат, инвалид сможет приобрести наиболее подходящую ему индивидуально подобранную кресло-коляску, а поставщик — получить оплату при предъявлении использованного сертификата в уполномоченный государственный орган. «Переход на такую модель должен быть постепенным и безболезненным, можно было бы начать с пилотных проектов в отдельных регионах России», — считает эксперт ОНФ.

ВАЖНО

— При подборе кресел-колясок нужно учитывать также социальный фактор: насколько активный образ жизни ведет конкретный человек, требуется ли ему каждый день ездить на учебу, на работу, на машине или на общественном транспорте и т. д., — добавляет еще одно важное условие председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев. — Иными словами, важно точно понимать, для чего человеку нужно то или иное средство реабилитации. И не только понимать, а подсказывать ему, что данное средство реабилитации, особенно коляска, нужно для большей активности и самостоятельности в жизни.

ИНИЦИАТИВА

Даешь обучение для всех!

— Обязательно нужен эксперт-реабилитолог или другой профессионал, который досконально разбирается, какая коляска требуется, как пользоваться этой коляской, чтобы дать человеку с инвалидностью хотя бы минимальные знания, — поддерживает председатель ВОИ Михаил Терентьев. — Некоторые центры, в том числе Всероссийское общество инвалидов, пытаются организовать такие обучающие курсы, но они разрозненные, нет единой системы. Как ее построить? На мой взгляд, ведущую роль могли бы сыграть общественные организации. У них достаточно знаний, опыта, чтобы наиболее быстро и эффективно интегрировать человека с инвалидностью в общество. В том числе с помощью таких мер, как обучение пользованию коляской, ведению самостоятельного образа жизни.

Кроме того, возможно, базой для обучения с необходимой инфраструктурой могли бы стать реабилитационные центры Фонда социального страхования, куда люди попадают для восстановления после тяжелых травм, — выдвигают инициативу специалисты.

Анна Николаева

«Комсомольская правда»

Материал читайте по ссылке: http://www.kp.ru/daily/26608/3625093/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий